Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие современных информационно-коммуникационных технологий и непосредственно связанный с этим рост сети Интернет активно трансформируют информационное пространство. При этом существенным фактором становится не только практически неограниченный доступ к информации, но и то, что любой пользователь получает доступ к массовой аудитории.
Согласно части II Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» сеть Интернет вошла в список основных источников экстремизма и терроризма как одно из средств коммуникации, используемых для пропаганды деструктивной идеологии, привлечения новых членов в ряды экстремистских и террористических организаций, а также организации и координации совершения преступлений.
По информации АНО «Диалог регионы», только за период с января по ноябрь 2023 г. выявлено более 3,3 тыс. «уникальных фейков» (общее количество просмотров которых превысило 15,5 млрд просмотров), а также свыше 10,5 млн «копий фейков», С начала 2023 г. наибольшее количество недостоверных общественно значимых материалов выявлено по тематикам, касающимся Специальной военной операции на Украине» (далее - СВО), политической сферы и социально значимых происшествий, активно распространяемым в том числе на платформах Telegram, ВКонтакте и Одноклассники.
К основным темам «фейков» в текущем году можно отнести:

намеренная дезинформация - искажение информации, либо ложные заявления, призванные создать неверное представление о ситуации у аудитории;
использование архивных фото- и видеоматериалов, а также изображений, созданных в специальных программах. Наиболее распространенными являются архивные видео, вырезанные или склеенные части видео при помощи монтажа, а также постановочные видео;
распространение в социальных сетях и мессенджерах поддельных официальных документов от имени федеральных и региональных органов власти.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях повышения эффективности работы по противодействию идеологии терроризма в информационном пространстве Минцифры России рекомендует учесть предложения по следующим направлениям профилактической деятельности:
1. Производство антитеррористического контента:
1.1 повышение качества производимого контента, направленного на борьбу с идеологиями терроризма и неонацизма, в том числе с учетом условий (реалий) проведения СВО;
1.2 учет рекомендаций Национального антитеррористического комитета, направленные ведомством в адрес Антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации в ноябре 2022 г. (№ 11 /П/3-1856);
1.3 взаимодействие в целях получения дополнительных материалов при производстве контента со следующими организациями:
Справочно:
ФГБУ «Дом пародов России» (https://domnarodov.ru/);
Федеральный проект «Без срока давности» (https://безсрокадавности.рф);
ООГПО «Российское общество «Знание» (https://znanierussia.ru/);
ООД «Поисковое Движение России» (https://rf-poisk.ru/).
2. Распространение антитеррористического контента;
2.1 интеграция материалов антитеррористического характера в востребованный аудиторией контент путем организации взаимодействия с популярными в регионе блогерами, телеграм-каналами, пабликами в социальных сетях с ежедневным охватом более 5% населения региона;
Справочно:
В направляемых в Минцифры России материалах рекомендуется отражать ссылки, подтверждающие размещение контента и иной информации в пабликах, группах, телеграмканалах и пр. (в том. числе в региональных) с ежедневным, охватом, более 5% населения региона.
2.2 взаимодействие через вице-губернаторов с Центрами управления регионами (ЦУР) АНО «Диалог Регионы» по вопросам получения сведений о популярных среди населения пабликах в социальных сетях, телеграм-каналах, видеоблогах, для дальнейшего распространения на таких ресурсах антитеррористического контента;
2.3 взаимодействие с единым оператором социальной рекламы в сети Интернет - АНО «Институт развития интернета» (https://соцреклама.ири.рф) в работе по масштабированию показов лучших региональных проектов социальной рекламы, направленной на противодействие идеологии терроризма и неонацизма;
Справочно:
АНО «Институт развития интернета» взаимодействует, с органами государственной власти в части размещения рекламных баннеров в сети Интернет, в том числе, по направлению «Обеспечение социальной защищенности и безопасности населения».
Критериями размещения социальной рекламы через АНО «Институт развития интернета» являются: соответствие материалов рекламодателей требованиям социальной рекламы с точки зрения действующего законодательства и правил размещения рекламы площадок, федеральный охват социальной рекламы, качество материалов (баннеров и посадочной страницы).
Контактные данные: social-ads-feedback@iri.сenter.
3. Проведение информационно-разъяснительных мероприятий с населением:
3.1 разъяснение принципов и методов деструктивной работы иностранных Центров информационно-психологических операций (ЦИПсО), украинских специальных служб, националистических и неонацистских организаций и международных террористических организаций, таких как:
а) распространение недостоверной (фейковой) информации в сети Интернет, в т.ч. направленной на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации (например, в таких деструктивных телеграм-каналах как «Утро Дагестан» (в настоящее время заблокирован), а также в «зеркалах» подобных каналов);
б) оказание психологического воздействия на граждан для вовлечения в преступную деятельность (передача конфиденциальной информации иностранным разведывательным службам, поджоги военных комиссариатов, диверсии на военных, промышленных, дорожных и иных инфраструктурных объектах и пр.);
3.2 информирование о необходимости обращаться в правоохранительные органы по фактам обнаружения интернет-ресурсов, содержащих деструктивный контент;
3.3 развитие навыков медиаграмотности и кибергигиены (необходимость проверять (верифицировать) информацию, получаемую из родительских, рабочих и иных тематических чатов, пабликов, телеграм-каналов и пр.);
3.4 информирование о последствиях совершения преступлений (включая уголовную ответственность), связанных с осуществлением диверсий и терактов на военных, промышленных, дорожных и иных инфраструктурных объектах Российской Федерации, передачей конфиденциальной информации иностранным разведывательным службам и пр.;
3.5 разъяснение причин проведения СВО (с привлечением действующих участников и ветеранов СВО), освещение преступлений киевского режима и его пособников.
4. Мониторинг информационного пространства и поддержка кибердружин:
4.1 организация мониторинга интернет-пространства, в том числе с привлечением кибердружин;
4.2 направление деструктивного контента, обнаруженного в рамках мониторинга интернет-пространства, не только в правоохранительные органы, но и в Центральный аппарат Роскомнадзора и Росмолодежь посредством электронной формы обращений на сайтах:
https://rkn.gov.ru/treatments/ask-question/ (общая форма для .материалов ш СМИ. сети Интернет и пр.); '
https://eais.rkn.gov.ru/feedback/ (только для материалов из сети Интернет);
https://fadm.gov.rи/feedback/contact-agency/ (общая форма);
4.3. предоставление возможности получения квалифицированной психологической помощи, прохождения реабилитационных программ, а также ротации внутри добровольческих объединений лицам, задействованным на постоянной основе в деятельности по мониторингу сетевого пространства (с учетом высоких рисков воздействия деструктивного контента на участников кибердружин).
5. Продвижение и повышение узнаваемости образов героев Российской Федерации в общественном сознании:
Поддержка проектов, направленных на увековечивание памяти наших соотечественников, участвовавших в современных военных конфликтах, в том числе с задействованием элементов городской среды для создания художественных объектов («муралы», скульптуры, памятные таблички).
В дополнение к изложенному Минцифры России отмечает некоторые положительные практики ОИВ и подведомственных им организаций, представленные в востребованных среди населения форматах, которые связаны с деятельностью по противодействию идеологии терроризма (Приложение № 2).

Приложение № 2

Положительные практики ОИВ по противодействию идеологии терроризма в информационном пространстве

1. Реализация проектов Министерства по делам молодежи (Карачаево-Черкесская Республика)
В январе 2023 г. Министерством по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство) проведен семинар «Методики и формы создания позитивного и профилактического контента» для 40 активистов образовательных организаций г. Черкесска. В рамках данного мероприятия участники:
проинформированы о последствиях распространения недостоверной (фейковой) информации в социальных сетях;
обучались созданию и распространению материалов, раскрывающих цели и задачи СВО, а также террористическую сущность украинских националистов.
Спикерами на семинаре выступили:
Кочубеева О. - представитель ЦПЭ МВД по Карачаево-Черкесской Республике;
Лайпанова Ф. - SMM-специалист, ответственный редактор телеканала «Архыз 24»,

Шидаков Д. - основатель проекта «Школа Soft-Skills «Шаг Вперед» (призер грантового конкурса на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук - 2021»), председатель объединенного совета обучающихся ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская Государственной Академии» (СКГА).
Вместе с тем ведомством ежеквартально проводятся онлайн-встречи с Министром по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики, в рамках которых представители молодежи могут задавать интересующие их вопросы.
Контакт для взаимодействия: сотрудник Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики Карасов А.А., +7(8782) 26 69 24.
2. Деятельность АНО «Ресурсный центр» (Орловская область)
Распоряжением Правительства Орловской области от 30.12.2020 № 851-р в регионе создана автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр поддержки добровольчества и гражданских инициатив Орловской области» (далее - АНО «Ресурсный центр»).
В рамках профилактики деструктивных явлений в молодежной среде отделом профилактики деструктивных явлений в молодежной среде АНО «Ресурсный центр» на постоянной основе проводятся профилактические мероприятия по противодействию распространения в сети Интернет деструктивного контента путем мониторинга популярных региональных и муниципальных молодежных групп в социальных сетях. В случае обнаружения противоправной информации сотрудники «Ресурсный центр» незамедлительно сообщают о данном факте в правоохранительные органы.
Контакт для взаимодействия: сотрудник Администрации Губернатора и Правительства Орловской области Мазалов А.С., +7 (4862) 59 78 11.
3. Деятельность АНО «Интернет без угроз» (Ростовская область)
В 2017 году в Ростовской области создано региональное общественное движение «Интернет без угроз», основная цель которого заключается в содействии развитию гражданского самосознания пользователей сети Интернет, распространению полезного контента и помощи правоохранительным органам в вопросах, связанных с поиском противоправного контента в сети Интернет. Начиная с 2022 года региональное общественное движение преобразовано в автономную некоммерческую организацию (https://интернетбезугроз.рф).
Волонтеры движения создают и распространяют в социальных сетях полезный контент, участвуют в информационно-просветительской деятельности. Работу движения поддерживают Правительство Ростовской области, Антитеррористическая комиссия Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Комитет по молодежной политике, правоохранительные и правоприменительные органы Ростовской области, Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среди и сети Интернет (НЦПТИ).
Контакты для взаимодействия:
сотрудник Министерства общего и профессионального образования Ростовской области Лысенко Ю.С., +7 (863) 240-46-56;
сотрудник Министерства региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области Силина B.C., +7 (863) 240-11-77;
сотрудник Комитета по молодежной политике Ростовской области Мун Д.В., +7 (863) 244-23-47;
сотрудник Министерства цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области Артамонов В.А., +7 (863) 240-11-94.
4. Мультимедийный проект «ВместеСилънее» (Тюменская область)
Ко Дню защитника Отечества и годовщине начата СВО ИА «Тюменская линия» и Тюменским музейно-просветительским объединением при поддержке Управления Росгвардии по Тюменской области подготовлен мультимедийный проект #БместеСильнее, расположенный в историческом парке «Россия - Моя история» г. Тюмень.
Фотовыставка посвящена участию тюменцев в СВО и гуманитарных миссиях жителей области по оказанию помощи военнослужащим и мирному населению Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонская области.
Проект разбит на блоки «Всем миром», «Защитники», «Вопреки санкциям», «Герои СВО», «На передовой» (https://clck.ru/36dymP).
Контакт для взаимодействия: сотрудник Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Правительства Тюменской области Грехова Ю.В., +7 (3452) 42-71-98.
5. «Муралы» участников СВО (Липецкая область, Московская область, Республика Карелия, Ростовская область)
В настоящее время становится все более популярным художественный способ распространения информационных материалов - нанесение муралов на архитектурные сооружения (от исп. mural - настенная живопись). Так, в ряде регионов Российской Федерации уже применяется подобная практика: мурал матроса ВМФ России В. Дорохина, гвардии ефрейтора ВДВ России К).Манюкова, гвардии капитана ВДВ России К. Яковлева, гвардии майора ВДВ России Е. Сулохина, сотрудника ОМОН «Зверобой - Юг» Росгвардии В. Матюхина на фасаде жилого дома № 14 по ул. Орджоникидзе, г. Елец, Липецкая область (https://clck.ru/36cz8w);
мурал гвардии майора ВДВ России А. Осокина на фасаде жилого дома № 18 по улице Северная, г. Орехово-Зуево, Московская область (https://clck.ru/3 6czCu);
мурал подполковника ВКС России И. Сизова на фасаде МОУ СОШ № 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия (https://clck.ru/36cz68);
мурал гвардии ефрейтора ВДВ России А. Холодова на фасаде жилого дома № 142/43 по ул. Большая Садовая, г. Ростов-на-Дону, Ростовская область (https://clck.ru/36dwT2)