11. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Переверзева Ольга Анатольевна,
заместитель директора
по УМР ГБПОУ АТ с.Дивное,
с.Дивное, Ставропольский край
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А. С. Макаренко
Сегодня, как никогда, вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Но проблема, как привлечь грамотных молодых специалистов, и что еще существеннее того, как удержать их там, существует. Всем известно, что по окончании педагогического ВУЗа, начинающий педагог еще не является профессионалом. Необходимо пройти определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации – «вживания» в профессию.
Адаптация молодого специалиста в сфере образования включает в себя множество аспектов, и одним из ключевых является поддержка со стороны более опытных коллег. Создание менторской системы, где опытные педагоги будут делиться своими знаниями и опытом, может значительно облегчить процесс вживания в профессию. Важно не только обучить новоиспечённых учителей методологии, но и помочь им сформировать собственный стиль работы, адаптируя полученные знания к реальным условиям образовательного процесса.
Кроме того, необходимо учитывать и психологический аспект. Молодые специалисты часто сталкиваются с высокой нагрузкой и эмоциональным выгоранием. Поэтому проекты, направленные на создание благоприятной атмосферы в рабочем коллективе, имеют решающее значение. Регулярные встречи, обсуждения и совместные мероприятия могут помочь в построении отношений доверия между коллегами. Не менее важно обеспечить молодым педагогам возможность для профессионального роста. Программы повышения квалификации и участия в различных конференциях позволят им не только расширить свои горизонты, но и почувствовать свою значимость в образовательной системе. Установление системы поддержки и развития молодых работников, безусловно, станет основой успешной работы образовательных учреждений.
В этот момент молодому специалисту необходима помощь опытного педагога, педагога-наставника. Неспособность грамотно рассчитать время урока, логично выстроить этапы урока, затруднения при объяснении материала, порой отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем на пути преподавателя-новичка. Однако, начинающие педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и преподаватели с многолетним стажем, а администрация, родители и студенты, ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Молодому преподавателю необходима профессиональная помощь в освоении функциональных обязанностей педагога, воспитателя, куратора в овладении педагогическим мастерством. Как раз неоценимую помощь и оказывает педагог-наставник – наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой преподаватель, который способен осуществлять всестороннюю методическую поддержку.
В настоящее время именно наставничество достойно самого пристального внимания, потому что в нем заключается жизненная необходимость молодого педагога получить поддержку профессионала, который может предложить теоретическую и практическую помощь на рабочем месте.
На мой взгляд, чтобы наставничество было эффективным, должна быть обоюдная готовность наставника и молодого педагога к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта, молодому педагогу воспринимать этот опыт. В сравнении с классическими формами повышения квалификации (обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, посещение методических мероприятий, самообразование и другие) наставничество имеет ряд преимуществ:отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами, обладает большей гибкостью, в условиях реальной трудовой деятельности, имеет «обратную связь».
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную этику и технологию работы. Основными задачами деятельности педагога-наставника считаю:
— настраивать молодого специалиста к поиску эффективных современных методов и приемов образовательной деятельности с обучающимися;
— ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей профессиональной деятельности;
— способствовать успешной адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении;
— ускорить процесс профессионального становления педагога и развития способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности. Таким образом, наставник вырастил наставника.
Главная цель образования сегодня заключается в том, чтобы воспитать цельного, счастливого человека, подготовить конкурентоспособного специалиста. Стимулировать у обучаемых развитие практического отношения к знаниям, потребности в знаниях как таковых, а также развить профессиональную мобильность, всестороннюю компетентность, навыки творческого саморазвития. И если педагогу удастся на собственном примере продемонстрировать реализацию всех этих принципов в профессии, он сможет создать такую модель, такой образ в сознании обучающихся, который будет помогать им в выборе дальнейшего жизненного и профессионального пути.
Наставничество - это не дань моде и уж тем более не инновация. Это один из традиционных методов обучения. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания.
Такая работа проводится и в нашем техникуме: долгие годы существует традиция наставничества, когда официально, соответствующим приказом, за каждым молодым педагогом закрепляется опытный педагог.
Современные требования к системе образования, требования к педагогу, как в этом разнообразии «требований» разобраться молодому педагогу, не разочароваться в выборе своей профессии, остаться преданным ей и, самое главное, состояться как профессионал?
По имеющейся в разных странах статистике, от 10 до 50 процентов учителей уходят из профессии в первые пять лет работы. Устраиваясь на работу в техникум, молодые педагоги, испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними сразу возникает множество проблем, порожденных со знакомством с коллективом и с группой, со вступлением в новую должность – преподавателя.
Наставничество – это выбор свободный, который должен быть основан на желании самого человека помогать людям приобретать полезный опыт и знания во всех сферах.
В современном мире он очень востребован, и его роль в подготовке молодых специалистов. Это друг, эксперт, который умеет убеждать и вести за собой. Так же способствует быстрому освоению новичком новых направлений и принятых мер. Происходит снижение риска профессионального выгорания, что является важным элементом в процессе обучения или работы.
Перспективыразвития наставничества.
Сегодня в век инноваций в современном образовании мы все чаще возвращаемся к мысли о возрождении такого явления, как наставничество.
Задача образования в России - подготовка высококвалифицированных специалистов, которые будут развиватьнауку, промышленность и в последующем передадут знания новому поколению. В настоящее время суть обучения состоит только в передаче информации и знаний, которыепонадобятся на практике, но упускаются в этом процессе самые важные моменты о становлении личности и как профессионала своей деятельности.
Во все времена культура и образование сохранялись, транслировались и возрождались в новых условиях за счет людей, внутренний нравственный «стержень» которых был сильнее сиюминутных обстоятельств окружающего быта. И этими людьми были учителя - наставники. Но России как никогда нужны сегодня молодые современные учителя, которые могут самостоятельно мыслить и творить, формировать самодостаточную личность своих учеников. Они должны быть психически и технологически способны к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы в образовании. Поэтому профессиональная и творческая работа наставников с молодыми специалистами крайне важна и востребована. Именно с молодыми специалистами сегодня мы связываем свои надежды на будущее нашей Родины и мира.
Методология наставничества частично видоизменяется в зависимости от ступени обучения / профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов трех факторов системы: наставляемого, наставника (и его организации / предприятия) и региона действия.
Таким образом, эффективность любого инструмента (метода, приема, процессов, мотивации, планирования и организации мероприятий и т.д.) базируется на сотрудничестве, доверии и понимании (и принятии) системы ценностей (или в самом базовом варианте – профессиональных ценностей и взглядов), профессиональных представлений и умений в паре наставник-наставляемый.
Как вызвать интерес к освоению данной специальности? Как же «запустить» у студента этот личный рост? Ни для кого не секрет, что после окончания школы студенты начинаю искать себя в новых 32 профессиях, которые подходят им больше. Происходит вступление в самостоятельную, взрослую жизнь. У кого-то адаптация проходит хорошо, а у кого-то плохо и это имеет ряд причин: Это отсутствие контроля, которое так ждут студенты-первокурсники, потому что в школе идет тотальный контроль за оценками, поведением, связь с родителями, посещаемость. Техникум дает эту желаемую волю в принятии решений: «хочешь учиться –учись, не хочешь –твой выбор ищи себя в другом деле».
У родителей во время учебы их детей нет такого контроля как в школе, оценки появляются только в зачетных книжках и то только во время сессий. Не умение использовать время и правильно распределять дела. Раньше подросток не задумывался о развитии чувства времени, с его точки зрения все происходило само собой. Когда же появляются первые трудности подросток не спешит их решать, потому что он думает, что они устраняться сами по себе. Осознание приходит лишь с первой «заваленной» сессией и становится тяжелым потрясением, после происходит потеря уверенности, стресс и отказ от продолжения обучения. Не все студенты могут обратитьсяза помощью к куратору, отследить трудности преподавателем у каждого студента не в состоянии. Есть кураторы групп, но некоторые относятся к этой работе формально: к проведению смотров 2 раза в год и то, когда неразрешимые конфликтные ситуации. На остальное нет времени, они также загружены работой.
Всем понятен подход преподавателей «студент – взрослый человек, техникум вам не детский сад и не школа, и мы не няньки мы такими не были и вообще мы были самостоятельные и ответственные». Еще лет 15 назад студенчество отличалось от нынешнего: было много совместной общественной деятельности, как внутри учебного заведения, так и за его пределами. Студенты прошлых лет были коммуникабельны и социальны. Сейчас же молодежи достаточно телефона с интернет –доступом, чтобы иметь общение. Живое общение перестало быть необходимо, а для кого-то вообще в тягость.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: наставничество необходимо сегодняшним студентам. Можно отучиться в установленный срок, но стать профессионалом и квалифицированным работником, воспитать и создать следующее поколение без принятия и передачи опыта невозможно. Роль наставничества в системе техникумов. Проблема дефицита педагогических кадров существовала всегда. И она сохранится, поскольку подавляющее большинство молодых специалистов, приходящих в систему образования, сталкиваются с проблемой дефицита внимания к организации процесса их профессиональной адаптации.
Руководители образовательных организаций, кадровые службы не имеют отработанного механизма проведения адаптации по современным методам, поэтому возникает необходимость совершенствования данного процесса. Образовательная организация, заинтересованная в успешности профессиональной адаптации молодого специалиста и его закреплении на рабочем месте, должна иметь дорожную карту мероприятий, включающую в себя анализ факторов и показателей, влияющих на процесс адаптации, анализ проблем, с которыми могут столкнуться молодые педагоги в начале профессиональной деятельности. Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Успех молодого специалиста нередко зависит от «пустяков» - одежды, голоса, жестов, случайных замечаний. Как очень удачно сказал А.С. Макаренко: «Для меня... такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть». Подготовки, полученной в вузе, недостаточно для формирования мастерства. К нему приходят только путем самообразования и творческих поисков.
Методология наставничества в каждой из форм частично видоизменяется в зависимости от ступени обучения / профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов трех факторов системы: наставляемого, наставника (и его организации / предприятия) и региона действия.
Таким образом, эффективность любого инструмента (метода, приема, процессов, мотивации, планирования и организации мероприятий и т.д.) базируется на сотрудничестве, доверии и понимании (и принятии) системы ценностей (или в самом базовом варианте – профессиональных ценностей и взглядов), профессиональных представлений и умений в паре наставник-наставляемый.
Наставничество в системе образования в настоящее время является его неотъемлемой частью. Опираясь на Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества. Таким образом, в настоящее время идет активный процесс по внедрению наставничества в систему образования. Нужно отметить и взять во внимание тот факт, что рассуждать о пользе наставничества уместно лишь при условии, что эта работа ведётся системно и систематически, планомерно, имеет конкретную практическую цель подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Формирование в техникуме такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов – это самое ценное приобретение для учебного заведения.
Следует отметить, что оценка качества наставничества может быть измерена методикой, которая может наиболее объективно и разносторонне оценить эффективность сопровождения – модель Дональда Киркпарика.
В своей модели Д. Киркпатрик предложил оценивать обучение по четырем критериям:
- реакция подопечного (оценка эмоциональной удовлетворенности);
- полученные знания или оценка изменений уровня знаний;
- изменение поведения;
- результаты деятельности сопровождаемого для организации.
Такой подход дает возможность оценить не только количественные, но и качественные изменения, что очень важно для оценки эффективности. Кроме этого в диагностике можно использовать разнообразные методы оценки – опросы, анкеты, чек-листы, показатели и т.д.
Успешно внедренная технология наставничества способствует преемственности знаний, обмену опытом, развитию ЗУН и компетенций, обеспечивая развитие многих компонентов, необходимых для профессионального становления и развития наставника и сопровождаемого.