Картышкина Марина Ивановна,
мастер п/о ГБПОУ АТ с. Дивное,
с. Дивное, Ставропольский кра
Агропромышленный комплекс является одной из ключевых отраслей экономики страны, обеспечивающей население продуктами питания и сырьем для различных производств. В условиях современного рынка требования к качеству продукции постоянно растут, а вместе с ними повышаются и стандарты подготовки кадров. Одним из важнейших направлений работы учебных заведений среднего профессионального образования становится подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для работы в сфере производства продуктов питания. В данной статье мы рассмотрим особенности реализации производственного обучения по профессии: «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья» в Агротехническом техникуме.
Основная цель производственного обучения заключается в формировании у студентов практических умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности в области переработки растительного сырья. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Формирование профессиональных компетенций. Студенты должны овладеть основными операциями технологического процесса производства продуктов питания, такими как очистка, измельчение, сушка, экстракция и другие.
2. Развитие навыков работы с оборудованием. Важно научить будущих специалистов правильно эксплуатировать оборудование, используемое в производстве, проводить его техническое обслуживание и устранять мелкие неисправности.
3. Освоение современных технологий. В связи с постоянным развитием отрасли необходимо знакомить студентов с новыми технологиями и методами обработки растительного сырья, чтобы они могли применять их на практике.
4. Обеспечение безопасности труда. Важной задачей является обучение правилам охраны труда и промышленной безопасности, поскольку работа с технологическим оборудованием требует строгого соблюдения норм и стандартов.
Производственное обучение осуществляется в рамках учебной программы, включающей теоретические занятия и практическую подготовку. Теоретическая часть направлена на изучение основ технологии производства продуктов питания и принципов работы оборудования. Практическое обучение проводится в специально оборудованных лабораториях и мастерских, где студенты имеют возможность отработать полученные знания на реальных примерах. Одним из важных аспектов организации производственного обучения является использование современных образовательных технологий. Это включает применение интерактивных методов обучения, таких как компьютерные симуляции технологических процессов, видеоматериалы и электронные учебные пособия. Использование информационных технологий позволяет студентам лучше понять сложные процессы и освоить навыки работы с современным оборудованием.
Особое внимание уделяется прохождению производственной практики на предприятиях агропромышленного комплекса. Это дает студентам возможность применить свои знания и умения в реальной рабочей обстановке, познакомиться с особенностями конкретного производства и получить опыт взаимодействия с коллегами. Практика также помогает выявить слабые стороны в подготовке студентов и скорректировать учебный процесс.
Кроме того, внимание уделяется формированию soft skills, таких как командная работа, коммуникация и управление временем. Эти навыки становятся неотъемлемой частью профессиональной компетентности, что делает студентов более привлекательными для работодателей. Сотрудничество с агропромышленными предприятиями обеспечивает студентов стажировками, что, несомненно, улучшает их будущие карьерные перспективы.
Таким образом, реализация производственного обучения в Агротехническом техникуме по профессии «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья» играет важную роль в подготовке квалифицированных специалистов для агропромышленного сектора. Эффективная организация учебного процесса, использование современных технологий и тесное сотрудничество с предприятиями позволяют обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, готовых успешно работать в условиях современного производства.
Приложение
Вводный урок:
Специфика обучения аппаратчиков-операторов в сфере производства продуктов питания
Цель урока: Интерактивное погружение в мир профессий, связанных с производством продуктов питания, с акцентом на практическую подготовку аппаратчиков-операторов.
Задачи урока:
1. Познакомить обучающихся с профессиями в пищевой промышленности.
2. Показать важность роли аппаратчиков-операторов на производстве.
3. Научить основным принципам работы с оборудованием и соблюдения стандартов качества.
4. Развить критическое мышление и способность к принятию решений в условиях ограниченного времени.
План урока:
1. Вводная часть: Презентация о профессиях в пищевой индустрии.
2. Групповой квест: Решение производственных задач.
3. Ролевая игра: Управление виртуальным заводом.
4. Обсуждение и рефлексия.
5. Домашнее задание: Создание мини-проекта.
1. Вводная часть: Презентация о профессиях в пищевой индустрии
Преподаватель начинает урок с презентации, посвящённой разнообразию профессий в пищевой отрасли. Особое внимание уделяется аппаратчикам-операторам, их значимости в производственном процессе и важности соблюдения стандартов безопасности и качества. Преподаватель использует интерактивные элементы, такие как видео, фотографии и инфографику, чтобы сделать материал более наглядным и интересным.
2. Групповой квест:
Решение производственных задач
Студенты делятся на группы, каждая из которых получает набор карточек с описанием различных ситуаций, возникающих на производстве.
Например:
- Проблемы с температурой в печи.
- Изменения в составе сырья.
- Нарушение графика поставок.
Каждая группа должна обсудить возможные причины проблем и предложить способы их решения. По окончании обсуждения преподаватель проводит краткий обзор предложенных решений и даёт обратную связь.
3. Ролевая игра: Управление виртуальным заводом
Используя компьютерное моделирование или настольную игру, студенты становятся руководителями небольшого завода по производству продуктов питания. Их задача — управлять процессом производства, следя за качеством продукции, соблюдением сроков и эффективностью использования ресурсов. Игра проходит в реальном времени, и участники сталкиваются с неожиданными проблемами, такими как поломки оборудования или изменения спроса на продукцию.
4. Обсуждение и рефлексия
После завершения ролевой игры проводится обсуждение. Студенты делятся своими впечатлениями, рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись, и о том, какие решения принимали. Преподаватель подводит итоги, подчеркивая важность быстрой реакции на изменения и соблюдения нормативных требований.
5. Домашнее задание: Создание мини-проекта
Домашним заданием будет создание мини-проекта, связанного с разработкой нового продукта или улучшением существующего производственного процесса. Студентам предлагается представить свою идею в виде презентации или видеоролика, обосновав её экономическую целесообразность и соответствие стандартам качества.
Такой подход позволяет студентам глубже погрузиться в тему, развить практические навыки и лучше понять специфику работы аппаратчиков-операторов в пищевой промышленности.